Психолингвистика как психологическая наукаОдин из
основоположников отечественной психолингвистики, АА Леонтьев считает,
что
психолингвистика на современном этапе ее развития органически входит
в систему психологических наук. Если понимать психологию как
в...конкретную науку о порождении, функционировании и строении
психического отражения реальности, которое опосредствует жизнь
индивидов», то язык и речевая деятельность участвуют и в формировании и
функционировании самого этого психического отражения, и в процессе
опосредования этим отражением жизнедеятельности людей. Отсюда, по мнению
АА Леонтьева, вытекает категориальное и понятийное единство
психолингвистики и различных областей психологии. Оамо понятие речевой
деятельности восходит к общепсихологической трактовке структуры и
особенностей деятельности вообще - речевая деятельность рассматривается
как частный случай деятельности, как один из ее видов (наряду с
трудовой, познавательной, игровой и т. п.), имеющий свою качественную
специфику, но подчиняющийся общим закономерностям формирования, строения
и функционирования любой деятельности. Та или иная трактовка личности
также непосредственно отражается в психолингвистике. Но особенно
существенно, что через одно из своих основных понятий - понятие значения
—
психолингвистика самым непосредственным образом связана с
проблематикой психического отражения человеком окружающего мира. При
этом психолингвистика, с одной стороны, использует основополагающие
понятия и результаты исследования, предоставляемые различными областями
психологической науки; с другой стороны, ПЛ обогащает предметные области
психологии как в теоретическом плане (вводя новые понятия и подходы,
по-иному, более глубоко трактуя общепринятые понятия и пр.), так и в
прикладном направлении, позволяя решать практические задачи, недоступные
другим, традиционно сложившимся психологическим дисциплинам.
Наиболее
тесно психолингвистика связана с общей психологией, в особенности с
психологией личности и с когнитивной психологией. Так как она имеет
непосредственное отношение к исследованию деятельности общения, еще
одной, весьма близкой ей психологической дисциплиной является социальная
психология и психология общения (включая теорию массовой коммуникации).
Поскольку формирование и развитие языковой способности и речевой
деятельности также входит в объект исследования психолингвистики, ПЛ
самым тесным образом связана с психологией развития (детской и
возрастной психологией). Наконец, она тесно связана и с этнопсихологией.
В
своем практическом аспекте психолингвистика связана с различными
прикладными областями психологии: с педагогической психологией,
специальной психологией (в частности, патопсихологией, медицинской
психологией, нейропсихологией), психологией труда, включая инженерную,
космическую и военную психологию, с судебной и юридической психологией,
наконец, с недавно сложившимися областями психологии, такими как
политическая психология, психология массовой культуры, психология
рекламы и пропаганды. Именно эти прикладные задачи, которое общественное
развитие поставило перед психологией, и «послужили непосредственным
толчком к возникновению
психолингвистики как самостоятельной научной
области».