Уже в начале века венский психиатр и психолог
З.Фрейд
предложил свою трактовку личности человека, оказавшую огромное влияние
не только на психологическую науку и психотерапевтическую практику, но и
в целом на культуру во всем мире.
Дискуссии, связанные с анализом и оценкой
фрейдовских
идей, длились не одно десятилетие. Согласно взглядам Фрейда, разделяемым
значительным числом его последователей, активность человека зависит от
инстинктивных побуждений, прежде всего полового инстинкта и инстинкта
самосохранения. Однако в обществе инстинкты не могут обнаружить себя
столь же свободно, как в животном мире, общество накладывает на человека
множество ограничений, подвергает его инстинкты, или влечения,
«цензуре», что вынуждает человека подавлять, тормозить их.
Инстинктивные влечения оказываются, таким
об-разом,
вытесненными из сознательной жизни личности как позорные, недопустимые,
компрометирующие и переходят в сферу бессознательного, «уходят в
подполье», но не исчезают. Сохраняя свой энергетический заряд, свою
активность, они исподволь, из сферы бессознательного, продолжают
управлять поведением личности, перевоплощаясь (сублимируясь) в различные
формы человеческой культуры и продукты человеческой деятельности.
В сфере бессознательного инстинктивные влечения
объединяются в зависимости от своего происхождения в различные
комплексы, которые и являются, по утверждению Фрейда, истинной причиной
активности личности. Соответственно одной из задач психологии признается
выявление бессознательных комплексов и содействие осознанию их, что
ведет к преодолению внутренних конфликтов личности (метод психоанализа).
К числу таких побуждающих причин, например, относили эдипов комплекс.
Суть его в том, что в раннем детстве у каждого
ребенка,
как предполагается, возникает драматическая ситуация, которая напоминает
конфликт, составляющий основное содержание трагедии древнегреческого
драматурга Софокла «Царь Эдип»: по неведению кровосмесительная любовь
сына к матери и убийство отца.
По Фрейду, эротическое влечение мальчика в
возрасте
четырех лет к матери и желание смерти отца (эдипов комплекс)
сталкивается с другой силой - страхом перед ужасным наказанием за
кровосмесительные сексуаль-ные побуждения (катастрационный комплекс).
Стремление Фрейда вывести всю активность личности из одних лишь
сексуальных побуждений (потом к ним прибавилось «влечение смерти»)
встречало возражения у многих психологов, что стало одной из причин
зарождения неофрейдизма (К. Хорни и др.), для которого характерно
сочетание классического фрейдизма с определенными отступлениями от него.
В понимании личности неофрейдисты отказываются от приоритета
сексуальных влечений и отходят от биологизации человека.
На первый план выдвигается зависимость личности
от
среды. При этом личность выступает в качестве проекции социальной среды,
которой личность якобы автоматически определяется.
Среда проецирует на личность свои важнейшие
качества,
они становятся формами активности этой личности (например, поиски любви и
одобрения, погоня за властью, престижем и обладанием, стремление
покориться и принять мнение группы авторитетных лиц, бегство от
общества).
К.Хорни связывает основную мотивацию поведения
человека с
«чувством коренной тревоги» - беспокойством, объясняя егозпечатлениями
раннего детства, той беспомощностью и беззащитностью, которые переживает
ребенок, сталкиваясь с внешним миром. «Коренная тревога» стимулирует
действия, способные обеспечить безопасность. Таким образом, формируется
ведущая мотивация личности, на которой базируется его поведение.
Психоанализу характерна идея о признании
бессознательного, как фактора детерминирующего поведение, часто
противоположное осознаваемым целям.Признании того, что «вещи не являются
такими, какими они кажутся», что человеческое поведение и сознание в
высокой степени детерминированы бессознательными мотивами, которые могут
пробуждать кажущиеся иррациональными чувства и поведение.
Объяснение продолжающимся влиянием специфики
обращения
со значимыми другими в очень раннем детстве на характер переживаний
взрослого человека. С этой точки зрения, ранний жизненный опыт приводит к
формированию устойчивых внутренних миров, которые эмоционально заряжают
конструкции внешних миров и их эмоциональное переживание. Внутренние
миры создаются в очень раннем детстве и представляют сконструированные
основания прохождения жизни - психической реальности.
Констатация в качестве основного регулятора
психической
жизни индивида психологической защиты, направленной на преодоление
внутреннего беспокойства. Практически для всех школ психоанализа
характерно признание того, сто сознание и наши внутренние версии мира -
установленные в детстве - систематически изменяются с целью избегания
беспокойства. Психологическая защита направлена на создание внутренних
версий мира, уменьшающих беспокойство и делающих жизнь более терпимой.
Так как психологическая защита часто проявляется бессознательно именно с
действием ее механизмов и связаны многие наши иррациональные поступки и
представления.
Природа человеческих затруднений связана с
разрешением
основного конфликта между Я и Сверх-Я, то есть требованиями личности и
требованиями социума, который порождает тревогу. Что бы справиться с
тревогой человек включает психологические защиты. Однако такое включение
приводит порой к неполному развитию личности. Человек являет собой не
то что он есть на самом деле. А то, каким он должен быть для окружающих
(как правило те жесткие образцы поведения, которые закладывались в
раннем детстве).
Основной метод: анализ свободных ассоциаций,
который
используется при анализе ошибок, очиток, оговорок, описок, случайных или
симптоматических действий, анализе сновидений клиента, самоанализ,
анализ трансфера, интерпретация сопротивления, эмоциональное
переучивание.
Цель - довести вытесненный,
аффективнозаряженный
материал бессознательного на свет сознания, с целью включения его
энергии в жизненно важную деятельность. Что возможно по-мнению З.Фрейда
при эмоциональном отреагировании (катарсисе
Достоинства психоаналитической теории личности:
Исследование сферы бессознательного,
использование
клинических методов, нетрадиционные инсайты, методы терапевтической
практики, изучение реальных переживаний и проблем клиента.
Недостатки:
Высокий субъективизм, метафоричность, низкая
валидность,
ориентированность на прошлое в ущерб настоящему и будущему в развитии
субъекта.
Источник: http://psychology.filolingvia.com/publ/psikhoanaliticheskaja_teorija_lichnosti/41-1-0-664 |